Реализуемые образовательные программы

В образовательном процессе  используются учебники и методические комплекты для реализации задач ООП, рекомендованные и допущенные Министерством образования Российской Федерации.

В начальной школе реализуются УМК «Школа России».

Выбор УМК обоснован тем, что:

- Учебный материал во всех учебниках представлен в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся  по открытию и освоению новых знаний;

- Особое значение имеет организация учебного материала в различных формах сравнения, в том числе и для постановки учебных задач;

- Учебный материал способствует формированию учебной деятельности и направлен на развитие универсальных учебных действий учащихся.

УМК «Школа России» - наиболее востребованный комплект для начальной школы.   Он приведен в соответствие с новыми требованиями к начальному образованию. Гарантирует достижение высоких результатов обучения. Направлен на развитие личности ребенка. Организует различные виды деятельности школьника. Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счёт), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.

Главными особенностями системы «Школа России» являются - приоритет духовно-нравственного развития и воспитания школьников, - личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения.

Все предметные линии, включая предметы эстетического цикла, формируют у ребёнка целостную современную картину мира и развивают умение учиться. В состав системы входят учебники по следующим курсам: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, музыка, физическая культура, основы духовно-нравственной культуры народов России, информатика и иностранные языки.

Характеристика реализуемых образовательных программ основной школы

Учебные курсы федерального компонента представлены в полном объёме, без изменений, с соблюдением часовой недельной нагрузки по каждому предмету, что обеспечивает единство школьного образования в стране.

Содержание образования на II ступени обучения является завершающей ступенью и базовым для продолжения обучения на III ступени, их социального самоопределения и самообразования обучающихся.

Основная задача школы II ступени - базовое образование и полноценная подготовка обучающихся основной школы к ответственному и осознанному выбору дальнейшего обучения.

Обучение по всем предметам осуществляется по государственным программам, количество часов соответствует требованиям государственных программ.

Усиление базового образовательного компонента производится за счет регионального и школьного компонентов.

Региональный компонент направлен на достижение целей  федерального компонента государственного стандарта общего образования, разработанных в соответствии с основными направлениями модернизации общего образования, каковыми являются:

- усиление воспитательного потенциала и социально гуманитарной направленности содержания образования;

- формирование ключевых компетенций, готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и навыки в реальной жизни для решения практических задач;

- усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию обучающихся.

В компонент образовательного учреждения на II ступени для 5-8 классов входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

- филология (русский язык, литература, иностранный язык);

-общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);

- математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);

- основы духовно-нравственной культуры народов России основы духовно-нравственной культуры народов России);

- естественнонаучные предметы (физика, биология, химия);

- искусство (изобразительное искусство, музыка);

- технология (технология);

- физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура,  основы безопасности жизнедеятельности).

В соответствии с «Положением о специализированных спортивных классах по хоккею с шайбой»  в 5е,  7г (спортивных специализированных  классах по хоккею с шайбой с углубленным  учебно  - тренировочным процессом)  уроки физической культуры и элективный курс «Хоккей и  здоровый образ жизни» в 5е классе,  «Спорт  и  здоровый образ жизни» в 7г классе проводятся на базе Ледового дворца им. В. Фетисова.

В соответствии с «Положением о специализированных спортивных классах по гандболу»  в 7д  (спортивном специализированном  классе по гандболу с углубленным  учебно  - тренировочным процессом)  уроки физической культуры и элективный курс «Спорт  и  здоровый образ жизни» проводятся на базе ДЮСШ.

Компонент образовательного учреждения, формируемый участниками образовательного процесса, на основании запросов обучающихся и их родителей  используется на изучении учебных предметов: «Культура общения» в 5-8 классах, «Учимся жить безопасно» 5-6 классах, «Основы информатики» в 5-6 классах, «Технология» в 7 классах, а также на введение специально разработанных элективных курсов направленных на всестороннее развитие личности. При изучении элективных курсов в 5-8 классах предусмотрено деление на смешанные подгруппы в каждой параллели, контингент в группах подвижен, в течении года обучающий может изменить выбор посещаемых курсов.

Федеральный компонент базисного учебного плана основного общего образования представлен учебными предметами «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика и ИКТ», «История», «Обществознание (включая экономику и право)», «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Искусство (Музыка и ИЗО)», «Технология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».

По решению Учреждения учебный предмет «Искусство (Музыка и ИЗО)» в 9  классах  разделен на два - «Искусство (ИЗО)» и «Искусство (Музыка)».

Часы регионального компонента в 9 классах используются следующим образом:

- интегрированный учебный курс «Краеведение» (раздел «Историческое краеведение»), содержащий сведения об истории Воронежской области. За счет часов компонента образовательного учреждения в 9-х классах введены: «Культура общения», «Основы безопасности жизнедеятельности».

Введение предпрофильной подготовки в 9 классах осуществляется по решению педагогического совета учреждения при условии наличия учебно-методического комплекса и подготовленных педагогических кадров. В учебном плане на предпрофильную подготовку отводится 3,5 часа.

Характеристика реализуемых образовательных программ средней  школы

Учебные предметы федерального компонента в средней школе  представлены в учебном плане школы в полном объёме без изменений  с соблюдением часовой недельной нагрузки по каждому из них, определённой региональным базисным учебным планом, что обеспечивает единство федерального образовательного пространства в стране.

Учебный план III ступени МКОУ Бобровская СОШ №1 отражает основные цели и задачи, стоящие перед Учреждением: создание условий для получения каждым обучающимся того уровня образования, которое соответствует его способностям и личностным особенностям; развития мыслительной, эмоциональной сферы ребенка, формирования его ценностных ориентиров, привития навыков социальной компетентности.

Выбрав различные сочетания базовых и профильных предметов, каждый обучающийся сформировал собственный учебный план, на основе которых создано восемь рабочих групп с одинаковым набором предметов в каждой (физика, математика (в 10-11 классах), химия, биология (в 10-11 классах), обществознание, право, экономика (в 10 классах),  группа с универсальным набором учебных предметов (в 10-11 классах))

Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», а также интегрированные учебные предметы «Обществознание (включая экономику и право)». Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.

Обязательный базовый общеобразовательный интегрированный учебный предмет «Естествознание» заменен  в зависимости от рабочей группы на:

- три учебных предмета естественнонаучного цикла, изучаемых на базовом уровне: «Физика» - 2 часа в неделю, «Химия» - 1 час в неделю, «Биология» - 1 час в неделю  (в группе с универсальным набором учебных предметов,  в группе с выбором предметов обществознание, право, экономика (в 10 классах))

- один учебный предмет естественнонаучного цикла, изучаемый на профильном («Физика»), два – на базовом уровне;

- два учебных предмета естественнонаучного цикла, изучаемых на профильном («Химия», «Биология»), один – на базовом уровне.

Региональный компонент в 10-11 классах представлен двумя учебными предметами: «Краеведение», «Информатика (информатика и ИКТ)».

Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, в зависимости  от запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) используются для изучения  учебного предмета «Физика» (1 час  в 10б классе, в группе с выбором предметов на профильном уровне), «Математика» (2 часа  в 10б, 11б, в группах с универсальным набором предметов), «География» (1 час  в 10а, 11а классах, в группах с выбором предметов на профильном уровне), «Информатика и ИКТ»  (1 час  в 10б классе, в группе с выбором предметов на профильном уровне, в 11б в группе с универсальным набором предметов), «ОБЖ» (1 час в 10-х классах для проведения военно-полевых сборов),  а также на проведение элективных курсов, предметов по выбору, функция которых - развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смеж­ных учебных предметов на профильном уровне.

В 10-11 классах введены следующие элективные курсы:  «Текст. Теория и практика», «Избранные вопросы математики. Нестандартные задачи»,  «Методы решения задач по физике повышенной сложности», «Методы решения задач по физике»,  «Решение задач по химии повышенной сложности», «Методы решения задач по химии», «Программирование»,  «Человек и общество», «Уровни организации живой материи» «Молекулярная  биология», "Решение математических задач повышенной сложности".

Целостность УП обеспечивается сочетанием вариативности предметов и учебных курсов, при этом сохраняется принцип системного подхода не только при распределении часов вариативной части, но и в соблюдении преемственности в изучении предметов и курсов.

Контроль за реализацией УП со стороны администрации осуществляется в течение года на всех ступенях обучения, в каждой образовательной области, во время урочных занятий и в процессе обучения по программам учебных курсов через работу методических объединений, курирование службами школы направлений УВР в процессе осуществления плана работы школы.

Все учащиеся школы обеспечены учебниками в соответствии с выбранными программами.